Как изготовить кузов на грузовик

Рынок коммерческого транспорта — отдельная и очень масштабная тема. Мы не будем вдаваться во все ее сферы, а затронем только начальный сегмент: легкие коммерческие автомобили (LCV), по-другому — малотоннажные модели широкого применения. То есть речь в основном пойдет о машинах полной массой до 3,5 тонн, которые для управления не требуют отдельной «грузовой» категории. И отметим именно базовые грузовые версии: шасси, бортовые, фургоны, тогда как большинство коммерческих семейств также предполагают пассажирские и специальные варианты. Есть тут свои монстры рынка, есть и «статисты», и все определяют сами перевозчики, кто умеет считать тонно-километры.

По статистике, официально российские перевозчики в этом классе предпочитают отечественного производителя: за не полный 2013 год 67% (то есть 2/3) доли продаж в сегменте легкого коммерческого транспорта принадлежит нашим исконным брендам. Доминирует ГАЗ: под этой маркой, которая ныне специализируется только на «коммерции», за 11 месяцев текущего года реализовано около 75000 автомобилей. И хотя это немного меньше предыдущего, отрыв от лидеров сегмента среди иностранных брендов (Ford и VW) пока не менее чем пятикратный.

Компактные

Когда-то за все компактные фургончики на базе легковых малолитражек серийно отдувался ижевский «каблук» (были у него и другие прозвища), ныне канувший в лету — последняя модель ИЖ 27175 (на базе ВАЗ 2104) «ушла» в прошлом году ввиду завершения карьеры прототипа. Сейчас отечественный грузовой мини-сектор отстаивает мелкосерийная продукция ВИС-Авто, где на базе Самары, Гранты и Нивы делают «полурамные» шасси под бортовой кузов и фургоны. Получаются самые доступные средства грузоподъемностью до 700 кг. Правда, вот-вот уйдет из списка модель на базе Самары, поскольку и здесь донор сошел со сцены.


ВИС 2349

Зато набирает ход новый серийный фургончик от самого АвтоВАЗа — грузовая версия Lada Largus, способная везти груз в 2,5 кубометра массой до 750 кг. Других транспортных вариаций пока нет, и двигатель только меньшей мощности, но есть пять вариантов оснащения. Доля этого фургона в семействе уже составляет более 10%, а вместе с продукцией ВИС-Авто на рынке LCV «Ларгус-фургон» занимает пятое место.


Lada Largus фургон

Прочий официальный выбор из цельнометаллических «каблучков» за европейским контингентом. Это переднеприводные модели с полезным объемом в стандарте немногим более 3,0 кубометра и грузоподъемностью 700-800 кг. Как правило, имеются версии на удлиненной базе, с высокой крышей и комбинированные (грузопассажирские). Но кроме общих черт, все же есть индивидуальные отличия, касающиеся двигателей, оснащения и собственно грузовых параметров.

В исходном виде европейские «каблучки» по-рабочему аскетичны: простенький интерьер, одна подушка, ABS, начальный электропакет, грузовой отсек без «капитальной» отделки и дополнительных боковых дверей. Все остальное: подушка для пассажира, борткомпьютер, аудиосистема, кондиционер и другие радости — все это опции.

По части маркетинговых изощрений более других для рынка РФ «постарался» Fiat Doblo Cargo (на заглавном фото): начальная цена самая низкая, но достигается за счет скромняги-двигателя и абсолютно пустой базы, где нет ничего вообще. Подушки, ABS и прочее — все опционально. По сравнению с ним одноклассники вносят большее разнообразие, предлагая на выбор бензиновые и дизельные двигатели, как у Renault Kangoo и Citroen Berlingo. У Peugeot Tepee VU два бензиновых и дизельный (для удлиненной версии), у VW Caddy свои два бензиновых и один дизельный двигатели (все турбо), плюс версия Cross Caddy, то есть даже грузовой фургончик оформлен во «внедорожном» стиле.

 
Renault Kangoo (слева), Citroen Berlingo (в центре) и VW Cross Caddy Kasten (справа)

Обособленно выглядит Ford Transit Connect: только дизель 1,8 литра, но в трех вариантах мощности, к тому же грузоподъемность этих фургончиков доходит до 900 кг. В базовом оснащении не только подушка и ABS, но также аудиосистема и предпусковой подогреватель, боковая сдвижная дверь. Правда, и цена за машину повыше других (но пониже дизельного VW Caddy), а на пороге уже новое поколение, по дизайну исполненное в стиле новых легковых моделей компании.


Новое поколение Ford Transit Connect

Своего рода сенсацией в этом классе стал дебютант 2013 года Mercedes-Benz Citan. Компания, известная своим влиянием в коммерческом мире, тем не менее, не охватывала компактный сектор. Теперь марка «залезла» и сюда, причем на плечах Renault — это как раз первый продукт совместной деятельности с французским концерном, сотрудничество с которым началось в 2010 году. Mercedes Citan не что иное, как соответственно бренду одухотворенный Renault Kangoo. Для рынка РФ идет в двух вариантах по длине, с системой стабилизации в базовом оснащении и пока только с 1,5-литровым дизелем, но в трех вариантах по мощности. Конечно, есть комби и пассажирские версии, но базовая цена даже за самые доступные варианты — грузовые фургоны, получилась примерно на 35% выше, чем за французский соплатформенник.


Mercedes-Benz Citan

Покрупнее

Но как бы там ни было, в России мелочиться не время, компактный класс не слишком востребован. Предпочтения отдаются все же более вместительным машинам, грузоподъемностью до 1,5 тонны. То есть как Соболь и Газель (ныне с приставкой Бизнес). Эти семейства на своем веку перебрали много двигателей, сейчас выбор между «проверенным временем» УМЗ 2,9 литра и китайского производства Cummins 2,8 литра.


Газель Бизнес

Есть различные бортовые версии, в том числе с двойной кабиной и так называемой европлатформой, цельнометаллические фургоны объемом до 9 кубов, а «бонусом» — варианты с полным приводом. Кроме того, уже с завода сейчас предлагаются би-топливные модификации, то есть на бензине и газовом топливе. В основном еще с ГБО на нефтяном сжиженном газе, хотя начали ставить более перспективные, как считается, системы — с питанием на сжатом природном газе (CNG).


Газель Next

Ну а флагман семейства, дебютант весны 2013 года — Газель Next. Основные отличия, как уже широко известно, в новой кабине и передней рычажной подвеске на пружинах. На данном этапе предлагается шасси и различные «борты», двигатель пока один — все тот же дизель Cummins. Бензиновый тоже будет, чуть позже, ну и в ассортименте появятся ц/м фургоны, м/автобусы и спецтехника. Впрочем, когда все это появится, тогда и обычная Газель уйдет в историю.

 
Citroen Jumpy (слева) и Peugeot Expert VU (справа)

Что в промежуточном формате «Соболя», то есть с грузоподъемностью в районе тонны, предлагают европейцы? Здесь есть свежие новички российского рынка — Peugeot Expert, который поступил в продажу с осени 2013 года. Появление модели восходит еще из середины 90-х на базе Peugeot 806, сейчас представлено второе поколение после рестайлинга. Нам предлагается два варианта дизеля. С более мощным полезная нагрузка на 200 кг выше, но грузовое исполнение только ц/м фургон. Его прямой аналог (а точнее — двойник), и тоже из новичков нашего рынка — Peugeot Jumpy. Вот здесь уместно добавить, что с обеими моделями стали доступны и пассажирские версии (Tepee и Multispace соответственно) на 9 мест с водителем — по сути, новые для нас полноразмерные минивэны, которые по ценам от 999 000 рублей разнообразили этот сегмент рынка. Кстати, еще чуть раньше появился пассажирский одноклассник Ford Tourneo Custom, причем у него один дизель 2,2 литра и богаче базовое оснащение (сразу кондиционер, аудиосистема, подогревы, круиз-контроль и др.), но и цены от 1,5 млн рублей.


Ford Tourneo Custom

То есть речь о сегменте, где представлен и фургон однотонник Mercedes-Benz Vito, где выбор уже иной. Здесь также разные варианты по длине и высоте, с объемом грузового отсека до 7,5 кубов, но «единый» 2,1-литровый дизель в разных версиях по мощности. Для особых ценителей парочка престижных моторов — 3,0-литровый дизель V6 и даже бензиновый 3,5 литра, причем оба идут с 5-ступенчатой АКП. Эти двигатели более логичны в пассажирских версиях Vito (или комби, что тоже предусмотрено в линейке), но такое же право сохранено и для фургонов. Однако этот же автомат как опция доступен и для базовых дизелей (версия в 136 и 163 л.с.), плюс с ними же на заказ можно получить и полный привод.


Mercedes-Benz Vito

В этом же сегменте VW Transporter «берет» побольше (до 1,4 тонны), версия фургон разного исполнения с объемом грузового отсека от 5,8 до 9,3 кубов, и оснащается широкой линейкой 2,0-литровых дизельных и бензиновых двигателей. Плюс варианты с полным приводом — с дизелями 140 и 180 л.с. и топовым бензиновым 204 л.с., более того, с этими же моторами доступны и 7-ступенчатые роботы DSG. В базовое оснащение кроме подушки для водителя входит комплекс систем активной безопасности, включая ESP, но кроме начального электропакета с подогревом зеркал и форсунок омывателя, все прочие элементы комфорта — за отдельную плату. Кроме того, Transporter доступен в версиях шасси и с бортовым кузовом, где базовое и опциональное оснащение то же самое, но исключен 204-сильный бензиновый двигатель.


VW Transporter

Большие среди легких

Все же более «ходовыми» в этом сегменте выступают, так сказать, полноразмерные фургоны. Не случайно иностранные сборочные предприятия в России делают ставку именно на этот класс. Так, в свое время довольно успешно было развернуто производство Fiat Ducato предыдущего поколения, хотя из-за «внутренних противоречий» инвесторов проект свернулся. Сейчас Ducato импортируется в своем нынешнем поколении, которое делит платформу с Peugeot Boxer и Citroen Jumper. Правда, есть различия по двигателям — Fiat ставит «свой», ивековский дизель, у французов свой.

 
Fiat Ducato Double Cab (слева), грузовой вариант Peugeot Boxer (в центре) и микроавтобус Citroen Jumper (справа)

Но во всех случаях силовая часть «статична» — двигатель в одном исполнении и только с МКП. Выбор же предлагается «по существу», то есть разного исполнения (по длине и высоте) фургоны объемом от 8 до 17 кубов, грузоподъемностью от тонны. А кроме того шасси с одинарной и двойной кабиной и разной базой, а также комби и спецверсии. Оснащение тоже по требованию: в базе необходимый минимум — одна подушка, ABS, электропакет, защита картера, но за отдельную плату — широкий список «допов», включая климат-контроль, датчик дождя, парктроник, омыватель фар и многое другое.

Но свято место пусто не бывает: все идет к тому, что другой одноклассник — фургон Renault Master, в нынешнем поколении выпускаемый с 2010 года, будет выпускаться и у нас. Пока не ясно, в каких именно версиях, ведь европейские варианты предполагают как передний, так и задний привод, но двигатель, очевидно, будет также «в одно лицо».


Renault Master

Но французов немного опередили немцы: в режиме полного цикла на площадке ГАЗ уже развернуто производство фургонов Mercedes-Benz Sprinter теперь уже предпредыдущего поколения, получивших приставку Classic. Проектная мощность — 25 000 машин в год, с лета 2013-го фургоны поступают в продажу. Один проверенный дизель серии ОМ 646, высокая крыша в базе, два варианта длины с объемом 10,4 и 13,4 кубов, грузоподъемность около 1,5 тонны — потребительская «корзина» не богата, но оптимизирована. Во всяком случае, именно текущий год дал компании прирост продаж в данном сегменте сразу на 25%, и появление Sprinter Classic здесь наверняка сыграло свою роль.

 
VW Crafter (слева), созданный на базе уходящего поколения MB Sprinter, и их общий предок — Mercedes-Benz Sprinter Classic

Ну а кому нужен более современный выбор, надо обращаться к Mercedes-Benz Sprinter текущего поколения (к слову: в Европе недавно дебютировало новое поколение этой модели). Здесь уже все по законам глобальных «конструкторов» — техника и грузовые возможности «безграничны» и подбираются исходя из индивидуальных задач, и весовой диапазон широкий, с полной массой от 3 до 5 тонн. Если необходимо, можно заказать не просто полный привод, а даже «внедорожный» вариант с понижающей передачей и грязевыми шинами. Есть бензиновые двигатели, в том числе в версии с NGT (на природном газе). Также можно получить вариант с 5-ступенчатой АКП (с бензиновыми двигателями) и роботизированной коробкой 7G-Tronic Plus. Ну и, разумеется, кроме фургона предлагаются шасси в ассортименте и бортовые.


Mercedes-Benz Sprinter 4WD

Свой мультивыбор предлагает Ford Transit, сборка которого в России на новом предприятии Ford Sollers в Елабуге началась еще раньше — в начале 2012 года. Конечно, здесь свои особенности: единый коммерческий дизель 2,2 литра в трех версиях по мощности, а привод с учетом всего доступного ассортимента возможен в трех ипостасях — передний, задний, полный. Разумеется, и VW «в теме»: семейство Crafter в конфигурациях по двигателю и кузову разветвлено как надо, но с учетом только заднего привода. Не безызвестные в России малотоннажники Iveco Daily с 2011 года представлены в новом поколении, выбор дизеля 2,3 литра по мощности, а также версий по шасси и кузову есть, хотя на фоне конкурентов эти автомобили на нашем рынке как-то потерялись.

 
Ford Transit (слева) и Iveco Daily (справа)

Неформаты

Европейский сегмент LCV подразумевает машины более безопасной капотной (или полукапотной) компоновки с расположением кабины за двигателем. В то же время еще по линии second-hand из Японии коммерческий сектор в свое время получил широкое распространение за счет машин бескапотной компоновки «кабина над двигателем». Сейчас и официально такие грузовики предлагаются, и некоторые даже собираются в РФ, но речь в основном о среднетоннажных моделях и более. Хотя есть и «граничные» варианты в виде Nissan Cabstar грузоподъемностью в районе 1,5 тонны — шасси разной длины и бортовые.


Nissan Cabstar

Также по классу бескапотников выступают, и весьма активно, корейские минигрузовики — речь об однотонниках Kia Bongo и Hyundai Porter. Последний даже не так давно собирался на ТагАЗе, но это модель предыдущего поколения и особо не заметна. В восточных регионах России больше продается машин по «серым» каналам: из Кореи привозят современные версии для внутреннего рынка. Уже в базе они неплохо оснащены, а особым спросом пользуются полноприводные версии с двойной кабиной — некая альтернатива пикапам. Причем если до недавнего времени 4WD и 5-местная кабина были прерогативой Kia Bongo, то сейчас подобные версии стали появляться и под маркой Hyundai.


Kia Bongo

Бескапотники в России, куда же без них, представлены и китайскими марками, среди них и весьма экзотические легкие варианты типа BAW Tonik c бензиновым двигателем 1,3 литра, рассчитанный на 1,3 тонны груза. Но даже с учетом невысоких цен, китайская продукция похвастать заметным влиянием на рынке пока не может. Об этом говорят результаты продаж: тот же BAW со всеми грузовыми моделями за 11 месяцев 2013 года реализовал всего чуть больше 1400 машин. В продолжение этой тематики нельзя не отметить и один из новых проектов на ТагАЗе — в прошлом году здесь освоили выпуск минигрузовика Hardy, имеющего китайские корни. Его особенность уже в полукапотной компоновке. С бензиновым двигателем 1,3 литра бортовая версия может брать тонну груза. В стандартном оснащении электроусилитель руля, ABS, радио, туманки. Цена невысока, но вот не слышно, что бы эта модель стала реальной альтернативой, скажем, тому же Соболю. Тем более, выпуск модели приостановлен из-за экономических сложностей на предприятии: купить Hardy (как и Porter) получится разве что из остатков у каких-нибудь дилеров.

 
BAW Tonik (слева) и TагАЗ Hardy (справа)

Ну и самый неформатный, истинно самобытный представитель, даже целый сегмент — традиционная продукция УАЗ. В таком соотношении вездеходных качеств, грузовместимости и цены ничего подобного нет. Были модернизации по двигателю, по приводу, но в целом конструкция та еще: для ряда моделей и усилитель руля по-прежнему опция. Предлагаются разные варианты бортовых и ц/м фургонов, есть и пассажирские, а из более современных последователей пока только одна — бортовая модель Cargo на базе Patriot.

 
УАЗ Cargo (слева) и грузопассажирская модификация «санитарки» — УАЗ 39625

Мнение специалиста

Андрей, владелец небольшой транспортной фирмы:

В большом городе сегодня до 70% перевозок обеспечивают машины грузоподъемностью 4-5 тонн. С точки зрения компании, которая зарабатывает на городских перевозках различных грузов и хочет развиваться, это оптимальный вариант. По моему опыту и других, грузовик на 4-5 тонн с длиной кузова не менее 4 метров способен решать самые широкие задачи с приемлемой рентабельностью. Это с учетом периодических выездов и на мелкие заказы по расценкам как за использование полуторатонника, той же Газели — по 700 рублей за час, тогда как в целом среднетоннажник не выгодно использовать по расценкам менее 1000 рублей в час. Держать же в парке машины, скажем, на 2 и 5 тонн в расчете на разные заказы, не целесообразно. Тем более в условиях, когда на рынке много «безработных» частников со старой техникой: они сбивают цены за услуги, и на «ушатанных» пятитонках с «левой» соляркой в баках могут возить и за 500 рублей в час.

Европейские цельнометаллические фургоны на тонну или даже больше — по-своему хороши. В отличие от классических бортовых грузовиков, у них низкая погрузочная площадка, удобно выгружаться даже в одно лицо, но все это с учетом регулярных и объемных перевозок определенных грузов, которые могут позволить специализированные компании, например, по снабжению бытовой техникой. Еще меньше сектор использования в наших условиях у легковых минифургонов. Они тоже не дешевые, при этом очень ограничены, толком ничего не загрузишь, а груженые неважно едут, плохо управляются, особенно зимой в гористой местности. Брать такую на баланс какой-нибудь фирме для мелкого развоза, что называется на подхват, не имеет смысла. В этом случае как раз уместно пользоваться услугами сторонних перевозчиков. Минигрузовики по типу Киа Бонго тоже не вариант для корпоративных целей: скорее это для частного использования, для себя в хозяйстве, особенно если версия с двойной кабиной и полным приводом.

Самая подходящая на сегодня транспортная формула для моих перевозок, повторюсь, грузовик на 4-5 тонн, длиной не менее 4 метров, но еще добавлю — идеально бы с фургоном по типу «бабочки». Мне кажется, над этим должны подумать российские специализированные фирмы. К сожалению, именно такого предложения у них нет.

 

Предложение новых LCV на российском рынке, ориентировочные цены (на январь 2014 года):

     Модель Тип кузова  Тип привода Двигатель (л/л.с.) Стоимость, руб  ВИС 2347 (Самара)   Бортовой/фургон Передний  1,6/82  от 318 000  ВИС 2349 (Гранта)   Бортовой/фургон Передний  1,6/87  от 350 000  ВИС 2346 (Нива)   Бортовой/фургон Полный  1,7/83  от 390 000  ГАЗ Соболь  Бортовой/фургон Задний/полный  2,9/107  от 512 000  ГАЗ Соболь  Бортовой/фургон Задний/полный  2,8/120  от 632 000  ГАЗ Газель  Бортовой/фургон Задний/полный  2,9/107  от 577 000  ГАЗ Газель  Бортовой/фургон Задний/полный  2,8/120  от 697 000  ГАЗ Газель Next  Шасси  Задний  2,8/120  от 699 000  ГАЗ Газель Next  Бортовой  Задний  2,8/120  от 749 000  ТагАЗ Hardy  Шасси/бортовой  Задний  1,3/78  от 360 000  УАЗ Cargo  Бортовой  Полный  2,7/128  от 550 000  УАЗ Cargo  Бортовой  Полный  2,2/114  от 640 000  УАЗ  Бортовой/фургон  Полный  2,7/112  от 469 000  BAW Tonik  Бортовой  Задний  1,3/70  от 454 000  Citroen Berlingo  Фургон  Передний  1,6/90  от 611 000  Citroen Berlingo  Фургон  Передний  1,6/75  от 638 000  Citroen Jumpy  Фургон  Передний  1,6/90  от 899 000  Citroen Jumpy  Фургон  Передний  2,0/120  от 1 009 000  Citroen Jumper  Шасси  Передний  2,2/130  от 953 000  Citroen Jumper  Фургон  Передний  2,2/130  от 1 039 000  Fiat Doblo Cargo  Фургон  Передний  1,4/77  от 555 000  Fiat Ducato  Шасси  Передний  2,3/120  от 869 000  Fiat Ducato  Бортовой  Передний  2,3/120 от 1 123 000   Fiat Ducato  Фургон  Передний  2,3/120 от 949 000   Ford Transit Connect  Фургон  Передний  1,8/75-110  от 766 000  Ford Transit  Шасси  Передний/задний/полный  2,2/100-155  от 1 038 000  Ford Transit  Фургон  Передний/задний/полный  2,2/100-155  от 1 091 000  Foton BJ 1039  Бортовой  Задний  2,8/92  от 795 000  FAW 1041  Бортовой  Задний 3,2/103   от 717 000  Hyundai Porter  Шасси/бортовой  Задний  2,5/80  от 465 000  Hyundai Porter  Бортовой  Задний/полный  2,5/133  от 840 000  Isuzu NLR 85  Шасси  Задний  3,0/130  от 1 107 000  Iveco Daily  Шасси  Задний  2,3/116  от 1 314 000  Iveco Daily  Бортовой  Задний  2,3/116  от 1 403 000  Kia Bongo  Бортовой  Задний/полный  2,5/133  от 840 000  Lada Largus  Фургон  Передний  1,6/87  от 339 000  Mercedes Citan  Фургон  Передний  1,5/75-110  от 866 000  Mercedes Vito  Фургон  Задний/полный  2,1/95-163  от 1 137 000  Mercedes Vito  Фургон  Задний  3,0/122  от 1 747 000  Mercedes Vito  Фургон  Задний  3,5/258  от 1 847 000  Mercedes Sprinter  Шасси  Задний/полный  2,1/95-163  от 1 055 000  Mercedes Sprinter  Шасси  Задний  3,0/190  от 1 370 000  Mercedes Sprinter  Шасси  Задний  1,8/156  от 1 230 000  Mercedes Sprinter  Шасси  Задний  3,5/258  от 1 550 000  Mercedes Sprinter  Фургон  Задний/полный  2,1/95-163  от 1 445 000  Mercedes Sprinter  Фургон  Задний  3,0/190  от 1 760 000  Mercedes Sprinter  Фургон  Задний  1,8/156  от 1 620 000  Mercedes Sprinter  Фургон  Задний  3,5/258  от 1 940 000  Mercedes Sprinter Classic  Фургон  Задний  2,1/109  от 1 177 000  Nissan Cabstar  Шасси  Задний  3,0/150  от 1 078 000  Nissan Cabstar  Бортовой  Задний  3,0/150  от 1 180 000  Peugeot Partner VU  Фургон  Передний  1,6/90  от 611 000  Peugeot Partner VU  Фургон  Передний  1,6/110  от 616 000  Peugeot Expert VU  Фургон  Передний  1,6/90  от 899 000  Peugeot Expert VU  Фургон  Передний  2,0/120  от 979 000  Peugeot Boxer  Шасси  Передний  2,2/130  от 933 000  Peugeot Boxer  Фургон  Передний  2,2/130 от 1 019 000   Renault Kangoo  Фургон  Передний  1,6/102  от 610 000  Renault Kangoo  Фургон  Передний  1,5/86  от 650 000  Renault Master  Фургон  Передний  2,3/125  от 998 000  Renault Master  Фургон  Задний  2,3/125  от 1 269 000  VW Caddy  Фургон  Передний  1,2/86  от 709 000  VW Caddy  Фургон  Передний  1,2/105  от 765 000  VW Caddy  Фургон  Передний  2,0/110  от 813 000  VW Transporter  Шасси  Передний/полный  2,0/84-180  от 847 000  VW Transporter  Бортовой  Передний/полный  2,0/84-180  от 1 084 000  VW Transporter  Фургон  Передний/полный  2,0/84-204  от 1 153 000  VW Crafter  Шасси  Задний  2,0/109-163  от 1 164 000  VW Crafter  Бортовой  Задний  2,0/109-163  от 1 419 000  VW Crafter  Фургон  Задний  2,0/109-163  от 1 469 000  
Источник: http://info.drom.ru/misc/26397/

Закрыть ... [X]

Отзывы владельцев Nissan Liberty (Ниссан Либерти) с ФОТО Проводка на мотоцикл урал своими руками

Как изготовить кузов на грузовик Автомобилист. org - Клуб любителей автомобилей
Как изготовить кузов на грузовик Nissan NV отзыв владельца
Как изготовить кузов на грузовик 2007 - увеличить размер пробела между словами - Forum t
Как изготовить кузов на грузовик Cackle - сервисы для сайтов и интернет-магазинов
Как изготовить кузов на грузовик George Rooke
Как изготовить кузов на грузовик Vladekas Blog - Новичкам о сети Интернет
Автоматические ворота, шлагбаумы, автоматика А.С. Групп Вип-Торт - Эксклюзивные торты на заказ в Москве Изменение отступа между маркером или номером и текстом - Word Как быстро и правильно построить крышу дома своими руками Как придумать сложные пароли, которые легко запомнить Как сделать картинг своими руками: видео, чертежи, фото Наливной пол своими руками - пошаговая инструкция фото и видео Оригами кошки - сделать из бумаги кошки