Принципы организаций самостоятельных занятий

Добровольская Н.А., Шиншина С.И., Сидоров В.И.

Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького

Кафедра физического воспитания и здоровья  

Основанные принципы организации самостоятельной работы студентов в системе физического воспитания

 

Постановка проблемы. Одной из негативных тенденций развития современного общества является существенное ухудшение состояния здоровья населения, в том числе учащейся молодежи. Программа «Фізична культура – здоров’я нації) констатирует, что здоровье населения Украины стоит в ряду проблем, которые угрожают национальной безопасности государства.

Основными причинами создавшегося положения по мнению многих исследователей является   дефицит  двигательной активности, низкий уровень культуры здорового образа жизни, а также недостаточная личностная мотивация к занятиям физической культурой.

Несмотря на достижения медицинской науки и практики здравоохранения  основным и определяющим в сохранении здоровья есть забота личности о своём здоровье. Эта забота невозможна без дальнейшего развития физической культуры, воспитания и спорта. Особенное значение должно уделяться повышению уровня динамического здоровья, психофизических возможностей, от которых в полной мере зависит профессиональная работоспособность.

         Современный специалист должен обладать не только высокой квалификацией, но и достаточным уровнем здоровья позволяющим применять свои профессиональные знания и умения в практической деятельности.  Эти качества будущих специалистов традиционно формируются и совершенствуются в студенческие годы, средствами физического воспитания, в рамках системы высшего образования.

В тоже время современный ритм жизни диктует повышенные требования к молодому специалисту, следовательно существует необходимость постоянного совершенствования методологических основ системы подготовки профессиональных кадров в высших учебных заведениях, в том числе и в сфере физического воспитания. Поэтому проблема поиска эффективных и рациональных методик активизации учебного процесса по физическому воспитанию является актуальной.

Цель исследования. Обоснование принципов организации самостоятельной работы в процессе физического воспитания, роли и места в ней преподавателя.

Результаты исследования и их результаты. В современном образовательном процессе всё больше внимания уделяется самостоятельной работе студентов, которая является эффективной формой учебно-воспитательного процесса. В сфере физического воспитания самостоятельная работа студентов способствует выработке и закреплению двигательных навыков, творческому подходу в выборе средств физической культуры и спорта для самостоятельных занятий.

         Определяющим условием организации самостоятельной работы по физическому воспитанию должен быть принцип демократизации, что обеспечивает творческое сотрудничество преподавателя  и студентов, дает возможность всем участникам процесса быть задействованными в формировании содержания, выборе  форм и способов занятий. Благодаря этому вопросы организации самостоятельной работы студентов решаются с помощью их активного участия. Студенческий возраст характеризуется интенсивной работой по формированию личности, выработкой стиля поведения. Этот период наиболее активного овладения   полным комплексом  социальных ролей взрослого человека. В студенческом возрасте происходит осознание себя, личного образа жизни, отношения к собственному здоровью.

         Понятия здорового образа  жизни намного шире, нежели режим труда и отдыха, системы питания, отсутствие вредных привычек, закаливание и физические упражнения; в него входят система отношений к себе, к окружающим, к жизни в целом, осознания жизненных целей и ценностей. Поэтому преподаватель физического воспитания, должен направить процесс самовоспитания студенческой молодежи на понимание значимости здоровья и роли в нем оптимальной двигательной активности.

         Именно двигательная активность человека как фактор подготовки её к жизнедеятельности через оптимизацию физического и функционального состояния, является специфической основой физического воспитания. Использование новой педагогической этике, которая предусматривает личностно-ориентированную модель обучения, требует и нового подхода к организации самостоятельной работы в процессе физического  воспитания.

         Это прежде всего изучение способностей и пожеланий студентов, возможность выбора вида физической культуры, спорта для самостоятельных занятий, повышении мотивации к занятиям с помощью использования многовариотивных  методик и, наконец, личное общение на котором базируется гуманистическая ценность образования. Всё это создает условия каждому студенту для активного осознанного участия в самостоятельной работе по физическому воспитанию.

         В тоже время, для того чтобы самостоятельная работа студентов стала действительно эффективной, преподаватель на аудиторных занятиях по физическому воспитанию должен направить внимание студентов на вопросы влияния физических упражнений на организм человека, использование рациональных методик проведения самостоятельных занятий с целью профилактики травм, возможность коррекции функционального состояния с учетом профессиональной деятельности будущего специалиста на самоконтроль в процессе занятий.

         Распределение студентов по состоянию здоровья на медицинские группы (основную, подготовительную и специальную медицинскую), проводимое в начале учебного года на основании медицинского осмотра, имеет непосредственное отношение к организации самостоятельной работы студентов. Ведь именно по его результатам решается вопрос о возможно допустимых нагрузках при различных формах самостоятельных занятий физической культурой и спортом.

         Не менее важным является определение исходного уровня физической подготовленности, проводимое с помощью тестирования. Именно тестирование дает объективную картину функционального к физического состояния студентов.

         Мы предлагаем для определения уровня физического состояния следующие тесты характеризующие развитие основных двигательных (физических) качеств, а также шкалы для их оценки.

Оценка двигательной подготовленности студентов

Двигательные тесты

 

 

 

 

Оценка физического состояния

женщины

мужчины

„три”

„четыре”

„пять”

„три”

„четыре”

„пять”

низкий

средний

высокий

низкий

средний

высокий

Индекс Гарвардского стептеста, ед.

40,0-42,0

43,0-47,0

48,0-50,0

48-50

50,1-55,9

56-58

Прыжок в длину с места, см.

152-159

160-176

177-184

207-216

217-237

238-247

Бег 30м с низкого старта, с

6,2-6,0

5,9-5,5

5,4-5,2

5,1-5,0

4,9-4,5

4,4-4,3

Разгибание рук в упоре, количество раз

2-3

4-8

9-10

21-24

25-33

34-37

Челночный бег 120 м (4х30), с

28,8-28,2

28,1-26,7

26,6-26,0

24,2-23,5

23,4-22,6

22,5-21,8

Наклоны туловища назад (мужчины с мячом 3 кг за головой), количество раз

11-15

16-26

27-31

10-12

13-19

20-22

Бег 30 м «змейкой», с

7,3-7,1

7,0-6,4

6,3-6,1

5,9-5,8

5,7-5,3

5,2-5,1

Приседание на одной ноге, количество раз

3-5

6-12

13-15

10-12

13-19

20-22

Подтягивание на перекладине, количество раз

 

 

 

6-7

8-12

13-14

 Уровни физического состояния (ж)      Уровни физического состояния (м)

≤ 24 – низкий                                                               ≤ 27 – низкий

25-35 – средний                                                           28-36 – средний

≥ 33 – высокий                                                            ≥ 37 - высокий

         По результатам тестового контроля, определяется физиологический режим самостоятельных занятий (интенсивность по показателям ЧСС, направленность, последовательность).

         Таким образом, определение исходного уровня физической подготовленности студента с помощью тестирования является необходимым условием для  эффективной организации самостоятельной работы.

         Известно, что работа врача отличается значительным компонентом гиподинамии, что требует развития общей выносливости. В первую очередь это достигается аэробными упражнениями (бег, спортивные игры, плаванье), которые оказывают огромное профилактическое влияние на сердечно - сосудистую и дыхательную систему.

Одним из интегративных показателей профессиональной работоспособности есть уровень статистической выносливости. Высокие требования к сохранению профессиональной позы в течении длительного времени предъявляют профессии врача-стоматолога, врачей хирургической специальностей. Наиболее эффективным для развития силовой выносливости и силы являются занятия силовыми видами спорта (атлетической гимнастикой, гиревым спортом, пауэрлифтингом).

         Следовательно, самостоятельная работа студентов должна быть ориентирована на развитие профессионально значимых физических качеств и организовываться согласно индивидуальной программе для каждого студента.

         При этом индивидуальная программа составленная совместно преподавателем и студентом должна учитывать индивидуальный уровень двигательной активности, оптимум которой обеспечивает сохранение здоровья и высокую работоспособность. Снижение двигательной активности у представителей различных медицинских профессий самостоятельных нередко сопровождается интенсивным использованием отдельных групп мышц, которое приводит к развитию локального утомления, нарушение координации движений и, в конечном итоге, к ухудшению профессиональных качеств. Крайние границы двигательной активности (минимум-максимум) являются неприемлемым.

         Специфика образовательного процесса в студенческой среде предопределяет некоторые трудности контроля и оценки его качества.  И здесь главная роль, несомненно принадлежит преподавателю, который должен прежде всего грамотно и качественно организовать такой контроль, руководствуясь принципами индивидуального подхода к студенту.

         Достаточно эффективной формой активизации самостоятельной работы студентов является использование индивидуальных домашних заданий.

         В этих целях кафедральным коллективом разрабатывается перечень индивидуальных заданий, которые должны учитывать во-первых индивидуальные личностные интересы конкретного студента, во-вторых необходимость коррекции функционального состояния студентов с учётом их будущей профессиональной деятельности. Такие домашние задания помогают преподавателю планировать ход самостоятельной работы и своевременно внести необходимые поправки для ее максимальной эффективности.

Выводы:     Таким образом, самостоятельна работа студентов является важной составляющей учебного процесса по физическому воспитанию главной задачей, которого является создание условий для полноценного гармонического развития личности, укрепления здоровья, обеспечения оптимального объема двигательной активности, необходимого для дальнейшей профессиональной деятельности.

 

 

 


Источник: http://www.rusnauka.com/34_VPEK_2012/Sport/1_121455.doc.htm

Закрыть ... [X]

Основанные принципы организации самостоятельной работы Как сделать не большого лебедя из бумаги

Принципы организаций самостоятельных занятий Самостоятельные занятия физической культурой. Реферат
Принципы организаций самостоятельных занятий Основы методики самостоятельных занятий физическими
Принципы организаций самостоятельных занятий Cached
Принципы организаций самостоятельных занятий T - Уроки, статьи, учебники и самоучители
Принципы организаций самостоятельных занятий «Своими руками» до банкротства Коммерсантъ Уфа
Принципы организаций самостоятельных занятий А Как Как сделать необходимый Вам масштаб
Принципы организаций самостоятельных занятий Александр Александрович Фадеев. Молодая гвардия
Принципы организаций самостоятельных занятий Гидропоника - выращивание растений
Принципы организаций самостоятельных занятий Делаем улей из пластиковых бутылок своими руками на даче
Загадки про профессии - t Использование среды восстановления в Windows 10 и 8.1 Как правильно сбросить настройки до заводских в Как сделать аквариум своими руками - Aqvium Как сделать лак для ногтей в домашних условиях Как сделать чертеж МК бутоньерок подружек невесты / как сделать Монтаж электрического теплого пола советы от Леруа Мерлен Пошив сумок и других аксессуаров из кожи на заказ в